Закрыть ... [X]

Потребность в самостоятельной работе

От организации самостоятельной работы во многом зависят результаты обучения студентов и их будущая практическая деятельность. Самостоятельная работа студентов является очень широким понятием, в толковании которого сформировались различные подходы, что и обусловлено различиями в понимании сути этого явления.

Нередко самостоятельную работу рассматривают как отдельный вид учебных занятий наряду с лекцией, семинаром, практическим занятием и др. При этом ее существенными признаками считают обязательность занятия в отведенное распорядком дня вуза время, работу без непосредственного участия преподавателя, но при обязательном его контроля. По другим утверждениям, самостоятельная работа предполагает всю активную умственную деятельность студентов в учебном процессе, являются внутренней основой связи различных видов и форм занятий между собой. Считая самостоятельную работу основным методом усвоения знаний, сторонники этого подхода утверждают, что она охватывает познавательную деятельность, которую осуществляют студенты не только позааудиторно, но и на лекциях, семинарах, индивидуальных собеседованиях, зачетах, экзаменах, при защите курсовых, дипломных работ и тому подобное. То есть, самостоятельная работа, согласно с таким видением, охватывает все виды и формы учебного процесса.

По своей сути самостоятельная работа является активной умственной деятельностью студента, связанной с выполнением учебного задания. Наличие задачи и целевой установки на его выполнения считают характерными признаками самостоятельной работы. Задачи, которые приходится решать студенту в учебной деятельности, касающиеся таких ее сфер:

- усвоение материала темы, которая рассматривается на лекции (работа с конспектом лекции, рекомендуемой потребность учебной литературой);

- конспектирование фундаментальных работ в соответствии с программой учебной дисциплины;

- решения задач, проведения опытов, экспериментов и тому подобное;

- подготовка рефератов, контрольных работ, фиксированных выступлений (докладов) на занятии;

- подготовка курсовых, дипломных, магистерских работ.

Все эти элементы учебного процесса является самостоятельной работой, поскольку студенты осуществляют их в определенной степени индивидуально, во внеаудиторное время.

Самостоятельная работа - учебная деятельность студента, направленная на изучение и овладение материалом учебного предмета без непосредственного участия преподавателя.

Самостоятельная работа по выполнению учебного задания охватывает три этапа.

1. Подготовка студента к выполнению задания, теоретическое, психологическое, организационно-методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

Теоретическая готовность студента проявляется в его интеллектуальной подготовленности, то есть в способности применить свои знания для выполнения задания.

Практическая готовность состоит в способности оптимально планировать самостоятельную работу, умело использовать конспект лекций, учебники, пособия, компьютер, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.).

Психологическая готовность студента предполагает прежде всего наличие у него мотивов к выполнению конкретного задания. Для того чтобы поставленная перед студентом задачи стало мотивом его умственной, практической деятельности, оно должно быть им воспринято. Внутреннее восприятие задачи начинается с актуализации мотива, который побуждает студента к выполнению поставленной задачи, а соответственно, к организации своей самостоятельной работы.

Успех подготовительного этапа зависит и от организационного, методического, материально-технического обеспечения самостоятельной работы студента (обеспеченность литературой, методическими рекомендациями, наглядными пособиями, информационно-компьютерной базой и т. п).

2. Непосредственное выполнение учебного задания. Это самый важный и ответственный этап самостоятельной работы студента. Поскольку учебная задача и чаще всего предстает в учебно-познавательной форме, то в процессе его выполнения принимают участие все психические процессы, обеспечивающие познавательную активность: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, внимание и др. На эффективность выполнения задания влияют такие личностные качества студента, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, и прочее.

3. Анализ выполненного задания является завершающим этапом самостоятельной работы. Во время анализа студент оценивает (путем самоконтроля, иногда взаимоконтроля) качество и время выполнения задания, эффективность использованных в процессе самостоятельной работы методов и средств.

Многие студенты наталкиваются на трудности во время выполнения письменных домашних заданий (решение задач по математике, статистике, экономико-математическому моделированию, подготовке рефератов, контрольных и курсовых работ). Письменную работу выполняют прежде всего для того, чтобы преподаватель смог оценить степень и качество усвоения студентом учебного курса, уровень сформированности у него умений и навыков использования теории при решении практических задач.

На эффективность самостоятельной работы студента в значительной мере влияет руководство ею преподавателя, которое охватывает:

- планирование самостоятельной работы студентов;

- формирование у них потребностей и мотивов к активной, творческой самостоятельной работы;

- обучение студентов основам самостоятельной работы;

- контроль за выполнением учебных задач.

Формирование у студентов потребностей и мотивов к активной самостоятельной работы происходит вследствие побуждения (приказ, жесткое требование) преподавателя. Этот способ не эффективен, поскольку любая деятельность, которая не вызывает у человека профессионального интереса, малопродуктивна. Значительно более эффективным способом формирования у студентов потребностей и мотивов к самостоятельной работе является развитие познавательного интереса к предмету, который изучается, процесса овладения им. Деятельность, имеющая в своей основе глубокий интерес не только к результату, но и к ее процессуальных компонентов, наиболее продуктивна, ведь именно от нее человек имеет наибольшее удовольствие. Студент в этом случае сам будет находить время для предмета, который ему понравился. Понятно, что вызвать интерес к учебной дисциплины, ее содержания должен преподаватель.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов интеллектуальных качеств, необходимых будущему специалисту. Она воспитывает у студентов устойчивые навыки постоянного пополнения своих знаний, самообразованию, способствует развитию трудолюбия, организованности и инициативы, испытывает его силы, проверяет волю, дисциплинированность и прочее.

Во время самостоятельной работы студенты имеют возможность лучше использовать свои индивидуальные способности. Они изучают, конспектируют литературные источники, при необходимости повторно перечитывают их отдельные разделы, абзацы, обращаются к соответствующим справочникам и словарям. Все это способствует глубокому осмыслению учебного материала, вырабатывает у студентов целеустремленность в получении знаний, самостоятельность мышления. Самостоятельная работа и осуществляет воспитательное воздействие на студентов, способствуя формированию и развитию необходимых нравственных качеств.

Организация и методика самостоятельной работы студентов должны быть подчинены определенным требованиям:

1) развитие мотивационной установки у студентов. Условием любой целенаправленной деятельности есть установка - готовность к определенной активности, возникновение которой напрямую зависит от наличия у человека потребности и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Установка ощутимо влияет на характер и результаты деятельности студентов, способствует повышению эффективности действий, активизирует мышление, память, делает восприятие более точным, внимание зосередженішою, спрямованішою на объект познания. Поэтому студент должен выработать в себе внутреннюю потребность в постоянной самостоятельной работе;

2) систематичность и непрерывность. Длительный перерыв в работе с учебным материалом негативно влияет на усвоение знаний, вызывает потерю логической связи с ранее изученным. Несистематичность самостоятельной работы делает невозможным достижение высоких результатов в обучении. Поэтому студент должен привыкнуть работать над учебным материалом постоянно, не выпускать из поля зрения ни одну из дисциплин, умело сочетать их изучения;

3) последовательность в работе. Последовательность означает четкую упорядоченность, очередность этапов работы. Не закончив изучение одной книги, не можно браться за другую, потом за третью. Разбросанность и бессистемность чтения порождают поверхностность знаний, делают невозможным длительное запоминание прочитанного.

При чтении конспекта лекций, монографии, учебника, учебного пособия не должно оставаться ничего невыясненного. Не разобравшись хотя бы в одном элементе системы рассуждений автора книги, студент не сможет в дальнейшем полноценно усваивать учебный материал;

4) правильное планирование самостоятельной работы, рациональное использование времени. Четкий план поможет рационально структурировать самостоятельную работу, сосредоточиться на существенных вопросах;

5) использование соответствующих методов, способов и приемов работы. Многие студенты работают с книгой неправильно: читают текст и сразу записывают, стараясь запомнить прочитанное. При таком подходе игнорируется важнейший элемент самостоятельной работы - глубокое осмысление материала. Это приводит к тому, что студенты усваивают его поверхностно, им сложно на практике в полной мере применить теорию. У них формируется вредная привычка не думать, а запоминать, что также негативно влияет на результаты обучения;

6) руководство со стороны преподавателей. Основными формами руководства самостоятельной работой студентов является определение программных требований к изучению учебных дисциплин; ориентирование студентов в перечне литературы; проведение групповых и индивидуальных консультаций; организация специальных занятий по методике изучения научной и учебной литературы, приемов конспектирования; подготовка учебно-методической литературы, рекомендаций, памяток и тому подобное.

Воспитание у студентов навыков самостоятельной работы с учебным материалом, научной и учебно-методической литературой принадлежит к первоочередных задач высшей школы. Ведь вместе с этим они будут воспитывать в себе организованность, системность, деловитость, сосредоточенность, без чего не обойтись им и в будущей профессиональной деятельности. За большой учебной нагрузки, дефицита времени важное значение для студента имеет рациональное планирование самостоятельной работы. План помогает правильно распределить, экономно использовать свое время. Обоснование в нем объема, содержания, последовательности работы в течение определенного времени придает работе целеустремленности, творческого характера.

Рациональное планирование студентом своего обучения зависит от соблюдения им следующих предпосылок:

1. Умение отличать главное от второстепенного в самостоятельной работе. Прежде всего нужно сосредоточиться на овладении главным материалом, соответственно спланировав для этого свое время.

2. Сосредоточенность на обучении всего внимания, физических и моральных сил, мыслей и стремлений.

3. Целеустремленность и рациональность выполнения заданий самостоятельной работы.

Составляя распорядок дня, предвидя свое участие во всех основных мероприятиях, которые проводятся в высшем учебном заведении, студент должен ориентироваться на учебные программы, планы и расписание занятий.

Использование отведенного на самостоятельную работу времени является делом творческим. Хорошо, когда студент в процессе работы вырабатывает собственный стиль, взяв в его основу научную организацию труда. Экономии времени способствуют знание основ компьютерной грамотности, библиографии, система обеспечения обязательной литературой, умение работать с ней.


Источник: http://studbooks.net/60996/dokumentovedenie/samostoyatelnaya_rabota_studenta_v_sisteme_uchebnogo_protsessa

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Виды и формы организации самостоятельной работы студентов Как сделать флаг крафт



Потребность в самостоятельной работе САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ
Потребность в самостоятельной работе ВКонтакте дал сообществам «рассылки» по участникам
Потребность в самостоятельной работе Готовые сервера для CS 1.6 - Сервера CS 1.6
Потребность в самостоятельной работе Делаем складки легко и быстро. Страна Мастеров
Потребность в самостоятельной работе Замена обивки и наполнителя кресла своими руками (фото)
Потребность в самостоятельной работе История лампочки Читальный зал Мирта
Потребность в самостоятельной работе Как мариновать маслята на зиму в домашних
Как сделать скриншот экрана, принтскрин, снимок экрана Как создать печатную версию сайта? Клумбы на даче своими руками - 63 фото Ландшафтный дизайн садового участка своими руками Монтаж сайдинга под ключ. Цены и стоимость работ Практичные поделки своими руками из ткани. Самые разные Стихи для детей: Правила пожарной безопасности

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ