Как сделать шежере

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Традиция составление родословных у башкир уходит в глубь веков, знание своего шежере раньше являлось обязательным и каждый мужчина знал как минимум 7 колен, а многие знали по несколько десятков колен. Для лучшего запоминания, шежере составляли в стихотворном варианте, где также шло описание исторических событий, некоторые родословные записывали на листах бумаги, в советский период такое явление как шежере было интересно только историкам (большинство из них собраны и изданы), а в массовой культуре это считалось пережитком прошлого, а первые годы советского режима некоторым башкирам в целях собственного самосохранения сами уничтожали свои родословные, а также другую литературу. В последние годы у башкир сильно возрос интерес к своей генеалогии, истории рода и деревни. На основе архивных источников есть возможность составить свою родословную. Как это сделать написано в статье Раиса Кутушева. Кому составлять родословные по определенным причинам некогда или просто хочет доверить это дело профессиональным исследователям, можете обращаться нам. У нас большая коллекция архивных документов, большой опыт работы в архивах Уфы, Казани, Оренбурга, Самары и др. и большой опыт составления шежере.

Как
составляется шежере?

Количество родословных неуклонно растет. Это отрадно. Имеются родословные дворян, купечества, священников, мастеровых и других сословий, родословные башкирских родов и деревень, фамильные родословные и другие.
Графические изображения родословных разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословные, изображенные в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего представление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем находит свое подтверждение идея бессмертия и вечного продолжения жизни на земле. Этот же смысл содержится в родословном древе рода, семейства: его листья высыхают и падают, но само древо продолжает жить. Такие родословные представлены в книге «Башкирские шежере», изданной Р.Г.Кузеевым (Башкирские шежере. Уфа, 1960.).
Существуют графические формы родословных в виде таблиц. Внешний вид генеалогических таблиц также многообразен. Они бывают вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы компактны и очень удобны в использовании. Их недостатком, по нашему мнению, являются чрезвычайный лаконизм и отсутствие наглядности.
Имеются родословные в виде поколенной росписи. В них первым отмечается родоначальник, а далее перечисляются его потомки в каждом колене под собственными номерами. Роспись ведется построчно и позволяет помещать при имени все необходимые сведения, включая ссылки на источники. Родословные, составленные в этом виде, содержатся в книге «Башкирские родословные», опубликованной Р.М.Булгаковым и М.Х.Надергуловым (Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002). Число родословных, составленных в виде росписи, сегодня неуклонно растет. Это обусловлено тем, что их можно легко и быстро набирать на компьютере.
Источники, на основе которых воспроизводятся шежере (родословные), тоже разнообразны. Одни составляют свои родословные, опираясь на данные, переданные им представителями старших поколений, а также сохранившиеся в преданиях и легендах. Другие восстанавливают свои родословные, опираясь на прежние, оставшиеся от предков. Третьи, которых сегодня становится все больше и больше, составляют свои шежере на основе архивных документов. Последний вариант наиболее перспективен, так как любой факт, приведенный в родословном, можно будет проверить по историческим источникам, что, естественно, отразится в его достоверности, убедительности и научной обоснованности.
Как известно, до недавнего времени все родословные содержали имена представителей рода только по мужской линии. Это было связано, прежде всего, с существовавшими и сложившимися в течение многих веков в России традициями: наследство (движимое и недвижимое имущество) передавалось по мужской линии (от отца к сыновьям, а от них к внукам), носителями налоговых обложений и повинностей выступало только мужское население, мужчины пользовались непререкаемым авторитетом в семье и в роде. В этих родо­словных, как правило, не указывались даты жизни (года рождения и смерти) включенных в них лиц. Вовсе отсутствовали данные о женской половине семьи (имена жен и дочерей и т.д.).
Подобные родословные уже не соответствуют сегодняшним требованиям. Шежере, по нашему убеждению, должны содержать как можно более полную информацию о представителях рода, как по мужской, так и по женской линии. Тем более, что эта проблема сегодня решается довольно легко, без особых осложнений, на основе архивных источников, о которых речь шла в предыдущей нашей статье («Ватандаш», № 9, 2013). Включение в родословные женской половины родственников позволяет не только украсить их, но и восстановить и возобновить шежере когда-то утраченные родственные связи.
Родословные должны быть документально обоснованными и достоверными. Для этого каждое родословное необходимо снабдить выписками из архивных документов, на основании которых оно составлено. Среди составителей родословных сегодня уже определенно начинает проявляться нездоровая тенденция, вызванная стремлением «удревнить» свое родословное и «пристегнуть» его к какой-либо известной исторической личности. Эта идея сама по себе не нова. Она возникла уже во время составления первых родословных и сопровождает составителей до наших дней. Раньше идея постоянно подпитывалось желанием получить определенное место в обществе, какие-то материальные выгоды и льготы. Чтобы достичь своей цели, составители шли на различные ухищрения, на подтасовку фактов, подделку документов и т.д. Сегодня факторы, которые подталкивали людей к составлению необоснованных родословных, отпали. Но амбиции, тщеславие, присущие некоторым людям, проявляются в отдельных родословных.
Сегодня существует немало дворянских, княжеских, купеческих, мурзинских родословных, шежере, связанных с именами башкирских родовых вождей, ханов, биев, батыров, дворян и т.д. Такие родословные, как правило, опираются на данные родословных, якобы оставшихся от предков. Они подлежат тщательной проверке по архивным источникам до их публикации.
Попытаемся подтвердить это фактами. Сегодня не каждый башкир, являющийся представителем родов Айле, Мин, Юрматы, Кыпчак, Бурзян, Тамьян, Усерган, Табын и др., имеет возможность связать свое родословное древо с шежере этих родов, а также с именами, названными в них. Естественен вопрос: почему? Прежде всего, потому, что по этому периоду, то есть за XVI—XVII вв., сохранилось очень мало архивных документов. А имеющиеся еще не изучены полностью. С другой стороны, родовые шежере, дошедшие до наших дней, не могут быть признаны общеродовыми. Они все же представляют шежере одного из подразделений рода, глава которого в то время возглавлял род и выступал от имени всех соплеменников. Таковыми были Бикбау князь, Мишавали Каракужак князь, Иски Би князь, Шагали Шакман князь, представлявшие башкирские рода Усерган, Кыпчак, Бурзян и Тамьян в переговорах о принятии их в подданство Русского государства. Следовательно, в шежере этих родов фактически представлены родословные этих лиц и их потомков. Остальные, естественно, не получили отражения в этих шежере. Поэтому вряд ли будут успешными попытки потомков этих родов выявить имена своих предков в вышеупомянутых шежере. Этот вывод распространяется на шежере и других родов.
Другой пример. Когда я встречаюсь с людьми, занимающимися сбором информации для своих родословных, они, как правило, услышав мою фамилию, задают один и тот же вопрос: вы из рода князей Кутушевых из Буздяка? Мой ответ: нет, мои предки из рода Усерган. Как известно, в XVI—XVII вв. имя «Кутуш» было довольно распространенным среди башкир. На рубеже XVIII—XIX вв. в Башкортостане было зарегистрировано четыре деревни под названием «Кутушево»: одна в Троицком уезде, позже переименована в Марженгулово; вторая в Оренбургском уезде, позднее переименована в Псянчино, в советское время Худайбердино; в этом же уезде существовала деревня Кутучево, одноименная деревня имелась и в Стерлитамакском уезде. Фамилию Кутушев носили жители не только этих деревень, но и других населенных пунктов, деревень Умбетово, Нижний Муйнак Зианчуринского района, села Буздяк Буздякского района. Следовательно, любой из них является представителем своего рода и поэтому всякая попытка связать Кутушевых в один узел не будет иметь успеха. Каждый род Кутушевых должен иметь свое шежере, их родословные могут соприкасаться только в очень редких случаях. Отсюда вытекает следующий вывод: каждый человек найдет свои родовые корни там, где обитали его предки.
Таким образом, стремление создать свое полноценное родословное само по себе вполне естественное, закономерное и заслуживающее похвалы явление, если данные, включенные в него, являются неоспоримыми и подтверждаются непременно архивными документами. Это аксиома, ее должны соблюдать все исследователи.
Секретами сбора генеалогической информации в архивах мы поделились с вами в статье, указанной выше. Следуя им, вы соберете значительное количество выписок из архивных документов, которые явятся основой для вашего родословного.
Составление родословных, даже по готовым документам — это очень ответственная, трудоемкая и кропотливая работа, требующая не только большого желания и стремления, но и внимания, скрупулезности, усидчивости и огромного терпения. В процессе многолетней работы по исполнению генеалогических запросов в ЦИА РБ и составлению родословных у нас выработалась определенная методика исследования, основанная на накопленном опыте, которым мы хотели бы поделиться с читателями и дать некоторые советы по составлению родословных.
В своем общем виде родословные делятся на восходящие и нисходящие. В восходящем родословном главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим степеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Этот вид родословного носит первичный, предварительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
В работе по составлению родословных можно выделить несколько этапов, которые определяются целями и задачами. Целью первого этапа работы является составление восходящего родословия или формирование так называемого «ствола» древа. Он представляет собой расположенный по вертикали перечень имен ваших предков, являющихся по отношению друг к другу родственниками по прямой линии. Самую верхнюю позицию схемы, другими словами, «вершину ствола», займет непосредственно ваше имя. Поскольку родословное древо разрабатывается, как правило, по мужской линии, то позицию ниже вашего имени займет имя вашего отца, еще ниже — имя вашего деда, далее, в такой же последовательности, имена прадеда, прапрадеда и так вплоть до вашего пращура и родоначальника. Безусловно, рядом с именем отца вы вписываете имя матери, а рядом с именами деда и прадеда — имена бабушки и прабабушки, и так из поколения в поколение, но, несмотря на это, фамильную и родовую связь вы все-таки проводите по мужской линии.
Сведения, необходимые для восстановления первых трех поколений, извлекаются из документов, хранящихся в семейном архиве. Конкретно они содержатся в вашем свидетельстве о рождении. Взяв лист бумаги, в верхней части, посередине его, начертите прямоугольник и в него впишите свое имя и год рождения. Затем, ниже этого прямоугольника, начертите другой, в котором записываете имена, отчества, фамилии и годы рождения ваших родителей: отца и матери.
Далее, еще ниже, нарисуйте следующий прямоугольник, куда записываете данные дедушки и бабушки. Сведения для этого извлекаются из свидетельства о рождении вашего отца. В случае отсутствия свидетельства придется поискать их в других документах: в свидетельствах о браке, о смерти и др. Обращаем ваше внимание на то, что записи в родословном древе выполняются с указанием фамилии, имени, отчества и дат жизни.
Если по каким-либо причинам не удалось установить даты рождения отца, матери или деда и бабушки, то их можно установить по актовым записям, хранящимся в отделе ЗАГС района.
К сожалению, в архивах ЗАГСов плохо сохранились актовые записи, составленные в 1920—1930-х годах и поиски сведений за этот период часто не дают положительных результатов. В этом случае необходимую информацию следует искать в похозяйственных книгах, в которых записан состав семьи вашего деда с указанием года рождения и имени его отца, то есть вашего прадеда.
При выявлении сведений внимание следует уделить не только именам, но и датам жизни, месту рождения и постоянному месту жительства. Ибо, не зная места как сделать шежере и года рождения, невозможно вести дальнейшие поиски. При необнаружении нужных сведений о деде или прадеде в документах, имеющихся в семейном и районном архивах, работа по поиску информации продолжается по документам, выявленным в республиканских архивах.
Исследуя данные подворных карточек Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917 и 1920 годов, вы устанавливаете год рождения деда и прадеда и, возможно, отчество последнего. Начертив четвертый прямоугольник ниже прямоугольника деда, записываете туда имя прадеда и возможный год его рождения.
В дальнейшем поиск нужной информации уже ведется по метрическим книгам. Приступая к работе с ними, следует помнить об одном немаловажном моменте. По традиции у тюркоязычных народов новорожденным детям присваивались сложные, то есть состоящие как бы из двух и более частей имена: Мухаметюсуф, Шагимухамет, Габдулкарим, Зайнигабдин, Ахкямитдин, Ялалитдин, Зинатулла, Загидулла и др.
В первые десятилетия советской власти происходил массовый переход к сокращенным именам, который был, в значительной мере, продиктован борьбой с «религиозными предрассудками» и целями атеистического воспитания молодежи. Сокращение осуществлялось путем удаления отдельных частей сложного имени. В результате этого имена людей, отраженные в документах советского времени, заметно отличались от тех, которые были зафиксированы в метрических книгах. Например, имя «Карим» в метрической книге могло быть записано как «Мухаметкарим», «Габдулкарим», «Ахметкарим», «Сахибкарим», то есть оно образовалось путем удаления первой части сложного имени. Сокращение также производилось путем удаления из имени окончаний -итдин и -улла. Например, Камалитдин — Камал, Ялалитдин — Ялал, Саляхитдин — Салях, Фаттахитдин — Фаттах, Хисматулла — Хисмат, Набиулла — Наби и т.д. Поэтому в метрических книгах следует искать полные имена.
Зная имя и год рождения деда, вы просматриваете раздел «О родившихся» метрической книги за соответствующий год. Возможно, и это бывает довольно часто, вы не обнаружите здесь записи о рождении вашего деда или прадеда, так как многие документы первых лет советской власти составлялись со слов заявителей и поэтому не всегда соответствовали действительности. В таком случае просматриваются метрические книги за семь лет — на три года раньше и на три года позже того года, с какого начали поиск записи о рождении.
Сохранность метрических книг за 1870—1917 гг. фактически полная, поэтому обязательно найдете нужную запись. Из нее можно узнать точную дату рождения (день, месяц и год) деда или прадеда. Главное в этой записи заключается еще и в том, что вам станут известны имена и отчества их родителей (прапрадедушки и прапрабабушки), а это еще одно или два поколения для вашего родословного.
Начертив следующий прямоугольник и отметив в нем имя прапрадеда и прапрабабушки, вы пополните новыми сведениями прямоугольники прадеда и деда.
К сожалению, в метрических книгах возраст родителей никогда не указывался, поэтому год рождения прапрадеда придется определять путем изучения и сопоставления данных уже по целому ряду годовых разделов метрических книг. Для этого необходимо отступить от даты рождения вашего прапрадеда примерно до времени вступления в брак вашего прапрадеда или предполагаемого года его рождения и в тех годовых разделах метрических книг продолжить поиск информации о предыдущем поколении. При этом определенными ориентирами могут послужить усредненные данные. За столетие, в среднем, происходит смена трех поколений, т.е. поколения меняются каждые 30—35 лет. Репродуктивный возраст в семейной жизни составляет у мужчин с 18 до 55 лет, у женщин — с 17 до 45 лет. У мужчин этот показатель может быть увеличен в случае повторной женитьбы. Вследствие вышеизложенного поиск нужной информации приходится вести по разделам «О бракосочетавшихся» и «Об умерших» метрической книги.
Таким образом, зная последовательность действий в работе с метрическими книгами, вы постепенно достигнете 1859 года — времени последней ревизии. С этого времени исследование можно осуществлять параллельно — и по метрическим книгам, и по ревизским сказкам. Сначала просматривается ревизская сказка за 1859 года, а затем за 1850, 1834, 1816, 1811 и 1795 годы. Обнаруженные имена предков вносятся в схему родословного в той последовательности, в которой мы уже указывали. В результате этой работы воссоздается «ствол» вашего генеалогического древа.
В тех документах, из которых вы извлекли сведения для составления «ствола» родословного, обязательно рекомендуем сделать пометки карандашом. Несомненно, они очень пригодятся вам в дальнейшей работе с этими источниками.
Главная задача, которая решается на первом этапе работы, заключается в том, чтобы безошибочно построить «ствол» генеалогического древа, точно и правильно определить имя родоначальника. От ее успешного решения в дальнейшем целиком и полностью будет зависеть достоверность и обоснованность родословного древа.
Создание документальной базы и составление первой части шежере на основе ревизских сказок являются целью второго этапа работы. Из всей огромной массы документов, выявленных и выписанных из архивных источников, нужно будет выбрать те сведения, которые относятся именно к вашему роду и вашим родственникам и будут внесены в родословное древо.
Эта работа производится уже в обратной последовательности. Если сведения для построения «ствола» родословного выявлялись до сих пор по направлению от нынешнего поколения вглубь веков, то на втором этапе работы исследование проводится наоборот, от древних поколений к современным. Второй этап работы не менее сложный, так как приходится очень внимательно изучать документы, тщательно устанавливая родственные связи, постоянно сопоставлять и перепроверять правильность извлекаемых данных и т.д.
В ходе работы по созданию «ствола» генеалогического древа вы установили имя родоначальника. Просмотрев первую ревизскую сказку, сохранившуюся по вашей деревне, определяете круг родственников родоначальника: братьев, сыновей, дочерей, племянников и др. Затем выписываете все сведения, относящиеся к ним. Следует выписать полностью все содержащиеся в ревизской сказке данные, лучше в том виде, в каком они даны в документе.
Выписки из ревизских сказок и всех архивных источников необходимо осуществлять согласно архивным правилам, не забывая указать все исходные данные, содержащиеся в архивном документе (год ревизии, губерния, уезд, название деревни, номера юртов, команд, кантонов, а также фонда, описи, дела и листов).
Просмотрев списки еще раз и убедившись в том, что в них больше нет семей и лиц, относящиеся к вашему родоначальнику, переходите к материалам следующей ревизии. В вышеизложенном порядке выписываете из нее сведения, а далее уже и из последующих ревизских сказок.
Работа с материалами ревизских сказок довольна проста, потому что в них данные представлены в «концентрированном» виде — по годам, по дворам и по семьям. Подобная структура текста ревизских сказок позволяет без особых погрешностей установить имена всех кровных родственников, происходивших от одного родоначальника, а так же проследить изменения, происходившие в составе семей по спискам последующих ревизий.
Выписав содержащиеся в ревизских сказках сведения и оформив их соответствующим образом, приступаете к изучению метрических книг, составленных в те годы. Просматривая их, выявляете записи, относящиеся к вашим родственникам. При этом данные, содержащиеся в ревизских сказках, будут служить ориентиром при поиске нужной информации. Следует изучать записи всех разделов метрических книг, а обнаруженные данные обязательно зафиксировать и выписывать.
Завершив сбор информации по ревизским сказкам и метрическим книгам тех лет, выписав все данные, можно приступить к составлению первой части генеалогического древа.
В данном случае родословное должно принять вид нисходящего, то есть оно начинается с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходит к его потомкам. Такое родословное более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и из поколения в поколение до последних дней.
Как известно, ныне существуют родословные мужские и смешанные. Мужским называется родословие, в котором указывается потомство родоначальника, произошедшее только от мужчин. А в смешанном родословии показывается все потомство родоначальника, произошедшее как от мужчин, так и от женщин.

продолжение http://bashoren.ru/bashgen/kak-sostavlyat-shezhere-chast-2-aya

Раис Кутушев

Источник «Ватандаш»


Источник: http://bashoren.ru/bashgen/kak-sostavlyat-shezhere-chast-1-aya


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как составить родословную Технологии чтения Газоотвод своими руками



Как сделать шежере Шежере - дерево Страна Мастеров
Как сделать шежере » Как составлять шежере? Часть 1-ая
Как сделать шежере Башкирское шежере Википедия
Как сделать шежере Аргументы и Факты: новости
Как сделать шежере Внесение изменений в Устав ООО
Как сделать шежере Временный шкаф под духовой шкаф и газовую панель. - Кухни - Форум
Как сделать шежере Главная Детские площадки для дачи из дерева
Как сделать шежере Дизайн кафе с чего начать и как сделать своими руками
Как сделать БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ. Букеты из конфет своими руками Как сделать слив с крыши своими руками - изготовление отливов Как сделать украшения из живых цветов и эпоксидной смолы Коврики махровые Записи в рубрике Коврики махровые Куда сходить в Санкт-Петербурге за 2, 3, 5. дней Париж и все что с ним связано: советы туристу, все

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ